КРИСТОФЕР НОЛАН - Признанный Гений


30 июля ему исполняется сорок лет. Сняв только семь картин, Нолан уже заслужил место в списке лучших режиссеров современности.





В семь лет Крис посмотрел «Звездные войны» и это стало поворотным событием в его жизни. После чего он нашел отцовскую камеру Super-8mm и с тех пор он снимает кино.
Во время учебы в University College London Кристофер Нолан встретил партнера по кинобизнесу и жизни Эмму Томас, а тяга рассказывать истории на экране перешла на новый уровень.

Его весьма рано впечатлила книга Грэма Свифта «Водная страна», особенно – идея параллельного повествования в двух временных отрезках. Этот концепт часто присутствовал в книгах, но не в фильмах.
 «Снимая фильмы для студенческого кинокружка, я начал думать о той свободе повествования, которой наслаждались литераторы на протяжении многих веков. Я подумал, почему бы кинематографистам не делать тоже самое?»
Производя фильмы без бюджета, он многому научился, эти навыки пригодились в дальнейшем.
«Я считаю, что кинозрители сегодня слишком удобно устроились - они очень много знают о кино, - говорит Нолан. - Они верят всему, что видят и слышат, я хочу их немного встряхнуть».
После того, как однажды его дом ограбили, Крису стало интересно, о чем думали воры, перебирая вещи. Это событие послужило основой для создания полнометражного дебюта «Преследование» (1998). Неудачливый писатель любит заглядывать в чужие жизни, следя за людьми. Но вот один из объектов слежения дает ему отпор - ведет за собой на ограбление.
«У «Преследования» был крайне низкий бюджет, - вспоминает Нолан. - Поэтому пришлось выкручиваться с помощью четкого планирования съемки».
Вся съемочная группа вместе с оборудованием передвигалась на одном такси, а бюджет фильма составлял $6 тысяч. «Даже для фильма без бюджета наш метод работы был слегка перебором. Мы все полноценно работали где-то еще все время съемки. Это значило, что снимать мы могли только выходным. Так что съемка фильма продолжалась целый год. Я счастлив, что, используя заработки, я смог проявить пленку и смонтировать фильм, не залезая в долги».
«Сценарий был написан согласно всем законам жанра нуар с использованием самых интересных аспектов криминальной истории. Здесь не было заковыристого освещения и выдающихся злодеев, а персонажи определялись через их поступки».
Джереми Теобольд на этой ленте был также продюсером и заведующим актерским составом. Он обратился в студенческий кружок, чтобы найти актеров Люси Расселл и Алекса Хау.
«Мы репетировали по два вечера в неделю на протяжении полугода прежде, чем приступить к съемке, - вспоминает Нолан. - Мы добились того, что актеры сроднились с материалом настолько, что при монтаже нам преимущественно пригождались первые или вторые дубли».
Начинающий режиссер понимал, как помочь своим актерам: «Я сам работал с камерой и использовал минимальное дополнительное освещение, что позволяло поместить актеров в максимально естественную среду, которая не подвергалась особым влияниям.
Чтобы поработать на нужных локациях, мы вымаливали разрешение, одалживали или просто снимали там без разрешения, в большинстве случаев использовали квартиры друзей, - вспоминает Нолан. - А главной локацией был дом моих родителей, и это было здорово, не только потому, что дом классный, а еще и потому, что там всегда можно было поесть. А потом дом ограбили, забавно, что все вещи, что украли в нашем фильме, украли у нас в реале. Но у нас было все, что нужно для завершения фильма, ну разве что, некоторые крупные планы, которые я собирался вставить позже, уже было не снять».

Законченный проект отослали на разные кинофестивали, так «Преследование» было номинировано на фестивале Британского независимого кино, а также собрал множество других призов на разных кинофестивалях. После чего его выпустили в прокат в Америке, где фильм заработал $48 482.
«Забавно, что структура фильма «Помни» намного менее выстроена, чем структура «Преследования», - говорит Нолан о своей следующей работе, - фильме 2000 года, повествующем о страдающем расстройством памяти герое, пытающемся найти убийц своей жены. «Помни» очень прозрачный фильм для большинства зрителей, даже, если он им не понравился. Мы пытаемся засунуть зрителя в голову героя, поэтому вся история рассказана в обратном порядке». У режиссера была определенная задумка, когда он ставил камеру. «В «Помни» я пытался выстроить фильм с точки зрения персонажа, - рассказывает Нолан. -  Он входит в комнату, и ты стоишь за его плечом, как и он, осматривая детали помещения».
«Это был странный процесс, потому что мой брат рассказал мне историю, когда писал ее, - вспоминает Нолан, который часто сотрудничает со своим младшим братом Джонатаном. - Мы ехали из Чикаго в Лос-Анджелес, и он рассказал мне сюжет». Было решено исследовать концепт в двух различных формах - в литературе и кино. «Мы решили, что попробуем сделать историю от первого лица в рассказе и фильме. Я собирался отказаться от стандартного линейного построения сюжета». Два года спустя, когда Нолан заканчивал снимать,  Джонатан написал финальную версию своего рассказа Memento Mori. Хотя оба варианта содержат ключевые элементы, такие как записки самому себе и татуировки с рассказом об убийстве, они сильно расходятся в заключениях. Например, в рассказе нет двусмысленности, кого убил герой, преступника или невиновного.
Сравнивая свои идеи с идеями брата, Джонатан Нолан улыбается: «Наверное, это как-то имеет отношение к тому, что я правша, а он левша. Он всегда переворачивает мои идеи. От этого они становятся более закрученными и интересными.  Но именно поэтому с ним классно работать».
Съемка велась в бешеном темпе, Нолан делал 57 планов за день, и здесь не было времени на размышления. В этом случае сбор планов был самой большой творческой сложностью при создании «Помни».
«Было очень сложно собирать фильм, - говорит режиссер. - Нельзя было упустить ни одной сцены, потому что тогда терялась связь между ними».
Премьера фильма состоялась на Венецианском кинофестивале, где после просмотра Нолану аплодировали стоя.  А вот в США ленту недопоняли и назвали слишком замороченной. Но поддержка зрителей и активные действия Стивена Содерберга подвигла производственную компанию Newmarket на самостоятельную дистрибуцию собственного фильма. Это окупилось - «Помни» собрал в мировом прокате $40 миллионов (при бюджете $5 миллионов). Он также собрал целый ворох наград, и даже был номинирован на «Оскар» за лучший сценарий и лучший монтаж.

Следующей нолановской работой был римейк норвежской ленты.
 «Я не искал новой работы, - говорит Аль Пачино. - Но когда посмотрел «Помни», я решил, что должен поработать с этим режиссером».
Так или иначе, Нолан был очень доволен своей главной звездой и не только главной. Робин Уильямс также выступает здесь не в своем обычном амплуа.
«Было классно играть с ним, - продолжает Аль Пачино о коллеге по цеху. - Его участие сделало работу более приятной, потому что тебе не приходится говорить о кассовых сборах и о будущих ролях в перерывах».
Производственный бюджет равнялся $46 миллионам, что в несколько раз больше предыдущего фильма. Но это никак не отразилось на работе Нолана.
«Бюджет каждого фильма увеличивался по экспоненте, - отмечает он. - Поэтому ничего такого пугающего в этом не было».
На этот раз Нолан снимал по чужому сценарию. «Это позволяет тебе объективно смотреть на его качество, - говорит он. - А когда ты пишешь сам, ты часто оказываешься слишком увлечен им, поэтому не можешь отстраниться и взглянуть о стороны».
Но режиссер не хотел просто повторить известную картину. «Это был красивый, но холодный фильм, а мой больше крутится вокруг персонажей. Мы все видим, что не так с детективом, но я хотел бы облегчить зрителю задачу, помочь ему понять, почему для героя бессонница - такая большая проблема».
Фильм собрал  $114 миллионов в прокате. Нолан стал режиссером года по мнению лондонских кинокритиков.

После чего он засел за написание биопика Говарда Хьюза, работа шла тяжело, написание сценария заняло год. И закончив труд, Нолан узнал, что «Авиатор» Скорсезе получил зеленый свет студии. Кристофер не отчаивается: «У этой картины еще будет шанс. Терпение - точно часть шоу-бизнеса».


В попытке воскресить одну из самых интересных франшиз о супергерое, DC Comics и Warner Bros. предложили Даррену Аронофски режиссерское кресло проекта, тогда названного «Бэтмен: Первый год». Но проект был отброшен, потому что Аронофски собирался сделать Альфреда Пенниворта, дворецкого Брюса Уэйна, черным, бэтмобиль - слегка измененным Lincoln Towncar, а главного персонажа - бездомным.

«Было интересно наблюдать за реакцией представителей студии, когда мы представляли им наш проект, - вспоминает Дэвид Гойер, сценарист Нолана на этом проекте. - Но они приняли все, что мы предложили, потому что это увязывалось со всем, что уже написано. И если бы Нолан ушел с проекта после первой серии, они могли бы представить публике новых персонажей».

Итак, следующим героем Нолана был миллионер и борец за справедливость Брюс Уэйн, который так и не смог оправиться от драмы, разыгравшейся перед ним много лет назад. «Супергерои закрывают прореху в современной культуре, - считает Нолан. - Как герои в греческой мифологии». Поэтому половину времени фильма «Бэтмен: Начало» Нолан посвятил происхождению героя.

«Бэтмен - интересный и сложный персонаж, - отмечает Кристофер. - Он очень обаятельный и милый, но вдруг превращается в холодного убийцу. Очень мало актеров, которые могут это сыграть, и Кристиан (Бейл) - один из них».
Всего в фильме было 400 планов с визуальными эффектами. «Мне кажется, все уже вполне представляют, что кино становится все более и более нереальным, - говорит Нолан. -  Я это чувствую. Поэтому моей главной задачей было сделать фильм очень зрелищным, но при этом использовать как можно меньше компьютерной графики».
Не надеясь на свои собственные силы, Бэтмен применяет кучу технических приспособлений, чтобы поймать преступников.
«Автомобиль – один из главных гэджетов, - говорит Бейл. - С ним проделали столько работы, так радикально изменили его внешний вид! Он выглядит просто офигительно эстетично».
 Когда Бэтмобиль снимали на улицах Чикаго, он превратился в зрелище сам по себе, что даже стал причиной ДТП.
Подвыпивший водитель так переструсил, когда увидел эту штуку, он подумал, что в его родном городе приземлились инопланетяне, запаниковал и нажал не ту педаль, врезавшись в дорогую кинобутафорию.
В фильме были использованы персонажи, которых раньше не показывали в кино про Бэтмена. Например, Чучело в исполнении Киллиана Мерфи.
«Я хотел сделать монументальное кино, каким  я наслаждался, когда был ребенком», - говорит Кристофер Нолан.
Производственный бюджет фильма составлял $150 миллионов, а сборы в прокате достигли $373 миллионов. Картина была номинирована на «Оскар» за лучшую операторскую работу, а также на BAFTA за лучший производственный дизайн и лучший звук. 

***
«Наши родители все еще женаты и живут в Англии, говорит Джонатан Нолан о своем британском отце и американской матери.  - Они тридцать лет не могли выбрать, где же им жить. Поэтому Кристофер вырос в Америке, а я  - в Англии». Детство, проведенное на разных континентах, повлияло на образ мышления братьев. «Мне кажется, мы мыслим одинаково, - продолжает он. - Но мы работаем над сценарием, поэтому Крис добавляется туда американских тем, а я  - британских».
Братья работали со времен «Помни», вместе написали сценарий к «Престижу» по книге Кристофера Приста. «Мой исполнительный продюсер, Валери Дин, дала мне книжку, - вспоминает Нолан. - Это было во время пресс-тура в связи с «Помни», она сказала: «Ты увидишь в этом фильм». Так и случилось, но процесс оформления книги в фильм заняло достаточно много времени».
Джонатан никогда раньше не адаптировал роман в сценарий. «Я не могу просто написать сценарий, - сказал он. - Нам надо взять всю историю и построить ее с нуля. А уже потом попытаться вложить в нее дух книги».
Кристофер пересмотрел сценарий брата. «Мы потратили годы на сценарий, - вспоминает он. - История потребовала множество перекликающихся кадров, и сюжетов, а также озвучку за кадром, плюс ко всему у нее была трехактная структура».
«Вторая работа с Бейлом не была случайностью. «Он очень талантливый, - говорит Нолан, - тебе хочется поработать с ним еще и еще». Бейл тоже в восторге от режиссера: «Он как оборотень - сильно меняется от фильма к фильму, - вспоминает Кристиан. -  Его стиль работы сильно отличался от работы над «Бэтменом». Он хотел двигаться очень быстро и подойти к разным сценам по-разному».
Майкл Кейн также был в фильме. Кристофер Нолан восхищается им: «С великими актерами работать интересно, - говорит он, - потому что они все очень разные, но они умеют работать в команде, и на экране все складывается».
Иллюзионисты Рики Джей и Майкл Уэбер стали наставниками звезд фильма Кристиана Бейла и Хью Джекмана. «Я был у них дома, фокусы - это все, чем они живут и дышат, - удивляется Бейл. - Я восхищен таким всепоглощающим фанатизмом».
Одной из основных целей Нолана было сделать современную ленту, несмотря на ее исторический сетап.

Фильм легко собрал $110 миллионов в мировом прокате (при бюджете в $40 миллионов). Лента получила номинации на «Оскар» за работу художника-постановщика и операторскую работу. Журнал Empire наградил режиссера и актера (Кристиан Бейл) фильма.
Делать сиквел к «Бэтмену» было довольно сложно. Нолан строил свой анализ на других успешных франшизах: «Крестном отце 2» и фильме «Империя наносит ответный удар».
А вот найти тему второго фильма было совсем не сложно. «В конце «Бэтмена: Начало» мы намекнули на то, что в Готэме будет только хуже с точки зрения криминала, - говорит режиссер, -  что весь криминальный мир ополчится на Бэтмена в связи с его крестовым походом против них».

Лидеры криминального мира объединили усилия, чтобы вывести из строя друзей Бэтмена мэра города Харви Дента и комиссара полиции Джима Гордона. «Фильм фокусируется на трагедии Дента, который превращается в Двуликого злодея», - говорит Джонатан Нолан. Война преступников против Бэтмена становится причиной безумия бывшего мэра. «Что касается Джокера, то у него нет истории в нашем фильме, - говорит режиссер. - Он не меняется и ничему не учится, он - абсолют, который нарезает круги по сюжету, как акула в фильме «Челюсти», он - катализатор действия».
Актер, которого Нолан выбрал для этой роли - австралиец Хит Леджер, удививший всех в «Горбатой горе».
«Я знал, что он сможет взять любую роль и раствориться в ней, - говорит Нолан. - Мне нужен был кто-то, кто может сыграть эту абсурдную икону в фиолетовом пиджаке,  и сделать из нее что-то очень мощное».  Хит Леджер взялся  за роль с большим удовольствием. «Это отличная возможность не принимать себя серьезно, - говорил он. - Неожиданно я в одно мгновение понял, как надо его сыграть. Между фильмами Нолана и Бертона огромная пропасть, поэтому у меня было широкое поле для создания нового, свежего образа».
На несколько недель Леджер заперся в номере лондонского отеля, писал дневник и репетировал на разные голоса. Он также экспериментировал с гримом. Гэри Олдман, сыгравший множество негодяев за свою карьеру, был очень впечатлен игрой Леджера.
В фильме появился еще один элемент - персонажу нужно было еще одно транспортное средство кроме Бэтмобиля. «Мы работали над Бэтподом вместе с дизайнером Нейтаном Краули (Nathan Crowley), - говорит Нолан. - Вместо создания простого байка для Бэтмана мы решили поставить на колеса противовоздушную пушку».
Нолан и Краули начали избретение Бэтпода с создания его миниатюрной версии, а после - воспроизвели его в полный размер в нолановском гараже.
Во время съемки Нолан положился на опыт своей съемочной группы, в том числе - на оскаровского номинанта Уолли Пфистера. (Wally Pfister). «Я всегда предупреждаю съемочную группу, что не собираюсь снимать раскадровки, - говорит Нолан. - Мы будем снимать так, как нам приглянется, когда дойдем до этих сцен. Мне кажется, есть большое преимущество работы с теми же людьми, с одной командой каждый раз  - ты можешь донести свой стиль работы до людей».
Трагедия разразилась, когда фильм был уже на тапе монтажно-тонировочного периода. Хит Леджер умер от передозировки лекарств.
«Мне кажется, все искали тьму там, где ее не было», - говорит Гэри Олдман о той шумихе, что разразилась в связи с этой ролью Хита.  Это подтверждают и последние слова самого Леджера о Джокере: «Это бы самый классный период в моей жизни, - говорит он. - Возможно, я никогда больше не буду так счастлив во время исполнения роли. Этот персонаж потребовал много энергии, но играть его было одно удовольствие».
Фильм бюджетом $180 миллионов стал феноменом в мировом прокате, собрав $1 миллиард. Он был номинирован на восемь «Оскаров» включая лучшую работу художника-постановщика и операторскую работу, а также - за визуальные эффекты.
Много лет Нолан хотел снять киноверсию британского телесериала «Заключенный», повествующей об агенте, которого похитили и держат на изолированной вилле. Он даже начал работать в этом направлении, наняв сценаристов. Но после выхода телевизионного ремейка сериала, он решил сфокусировать свое внимание на идее, которая жила в его голове со школы.
«Я хотел сделать этот фильм очень давно, - говорит Крис. - Эта история время от времени захватывала мой разум с тех пор, как мне было шестнадцать. Я написал первую версию сценария семь или восемь лет назад, но сам сюжет намного старше. В нем мы исследуем идею снов как еще одного уровня реальности». 

Лента практически состоит из элементов дежа вю. Главного героя зовут Кобб, также, как вора в первом фильме Нолана. Часть сцен была снята в здании архитектурного факультета Университетского колледжа Лондона, где учился сам Нолан. В фильме можно услышать отголоски «Темного города», «Матрицы», «13го этажа» и «Помни» - все эти ленты исследуют тот же самый концепт:  мир вокруг тебя нереален. На написание сценария ушло десять лет.
Лео ДиКаприо, под впечатлением более ранних работ Нолана «Бессонница» и «Помни», согласился участвовать в проекте. «Это очень сложная история, которую трудно описать, - говорит ДиКаприо. – И сделать фильм будет нелегко, но Нолан специализируется  именно на таких историях. У него и раньше получался сложный нарратив, развивающийся на разных слоях одновременно, увлекательный и зрелищный». Когда его попросили описать проект, окруженный полной секретностью, Нолан сказал: «Это фильм  о реальности и восприятии реальности, меня это завораживает. Это боевик, действие которого развивается в сегодняшнем мире, но я добавил туда немного научной фантастики».
Фильм снимали в Токио, Лос-Анджелесе, Лондоне, Париже и Калгари, бюджет в $160 миллионов был потрачен на отличный актерский состав: Киллиан Мерфи, Кен Ватанабе, Майкл Кейн, Эллен Пейдж, Марийон Котйяр, Джозеф Гордон-Левитт, Том Харди, Том Беренджер и Лукас Хаас.
«Будто читаешь роман Харуки Мураками, это фантастика, но ощущения от него  очень искренние, - говорит Пейдж. - Эмоциональная составляющая тоже присутствует. Сюжет масштабный, но и искренность тоже не забыли. История сложная, но понятная».


По своей привычке Нолан предпочитает снимать многие трюки вживую. Так Крис Корбоулд снова простроил механические декорации, такие как фойе ночного клуба, которое могло наклоняться, изменяя направление гравитации по отношению к находящимся в ней людям и предметам.
Особенно круто смотрелся вращающийся коридор.
«Мы держали там Джозефа неделями, - улыбается Нолан. - Это было как оружие пытки. Но в итоге получилось здорово. Самым важным здесь был ритм, но даже если вы знаете, как оно сделано, все равно картинка обманет ваши органы чувств. К сожалению, не все можно сделать без компьютерной графики, особенно - городской пейзаж разваливающегося сна».
 «Мне всегда нравились лабиринты, - продолжает Нолан. -  Фильм-нуар это всегда лабиринт, но ты сам не желаешь просто висеть сверху, глядя на то, как персонажи выбирают не тот путь - это раздражает. Тебе хочется быть там с ними в лабиринте, это гораздо интереснее!»

***
Ближайшие годы будут для Нолана очень напряженными. Прежде всего, под его ответственность был отдан очередной «Супермен». Ходят слухи, что режиссером станет брат Кристофера Джонатан. Но, скорее всего, это неправда.  Дэвид Гойер пишет сценарий современной версии под названием «Супермен: Человек из стали».
Также в 2012 году планируется выпустить третью серию «Бэтмена».
«Третий фильм - это замечательная возможность завершить историю, - считает Нолан. - У нас такой замечательный актерский ансамбль, что он один может стать причиной вообще заниматься этим проектом». 
***
Крис признается, что является поклонником Ридли Скотта. «Я всегда был большим его поклонником, с самого детства, - говорит он. «Чужой« и «Бегущий по лезвию бритвы» в свое время вынесли мне мозг. Это были потрясающие ленты».
Что касается совета молодым режиссерам, то у Нолана есть только один: «Кино нужно делать только тогда, когда не можешь не делать. Я работаю именно так, и именно такой подход освобождает тебя - ты не ждешь поддержки и одобрения. Когда ты делаешь что-то, что любишь, не задаешь вопросов, а нужно ли оно?»

Кристофер Нолан живет с Лос-Анджелесе с женой Эммой Томас и тремя детьми.