VFX-СТУДИИ: ЛУЧШИЕ ИЗ ЛУЧШИХ


Сколько в мире студий, которые занимаются производством визуальных эффектов? До мирового финансового кризиса таковых было не меньше полутора тысяч, сейчас эта цифра если и уменьшилась, то совсем некритично. Компьютерную графику и эффекты научились создавать в самых различных уголках от Америки до Австралии, но все же центрами CG-индустрии по-прежнему остаются США и с недавних пор примкнувшая Великобритания.  А как же Новая Зеландия и Австралия? Наличие одной топовой и без сомнения выдающейся компании не позволяет нам рассматривать эти, возможно, самые красивые страны в мире в качестве кузницы VFX индустрии, способной бросить вызов Европе и Штатам.   


Итак, великолепная семерка. 



7 место. Студия Double Negative
Наряду с Framestore CFC и Moving Picture Company является крупнейшим британским VFX вендером.  Компания была открыта в 1998 году, и поначалу насчитывала штат из 30 специалистов.  Студия получила мировую известность во многом благодаря сотрудничеству с режиссером Кристофером Ноланом, выбравшим  компанию в качестве основного производителя визуальных эффектов для своей дилогии о Бэтмене. Картина «Темный рыцарь» даже номинировалась на премию «Оскар» в соответствующей категории в этом году. Сейчас в студии трудится свыше 500 CG-художников.


Самые зрелищные проекты компании:

  • «Бэтмен: Начало» Кристофера Нолана
  • «Темный рыцарь» Кристофера Нолана
  • «Хеллбой 2: Золотая армия» Гильермо Дель Торо
  • «Царство небесное» Ридли Скотта
  • «Квант милосердия» Марка Форстера
  • «Монстро» Мэта Ривза
Ближайшие фильмы: 
«Шерлок Холмс» Гая Ричи

6 место. Студия Framestore CFC 

Крупнейшая британская контора, получившая известность на таких проектах, как «Гарри Поттер 2-5», «Казино Рояль» и «Темный рыцарь», была основана в 1984 году. На сегодняшний день на счету компании одна премия «Оскар» и несколько профессиональных наград «VES Award» за работу над проектом «Золотой компас» (2007). Специалисты Framestore CFC славятся тем, что умеет создавать трехмерных персонажей ничуть не хуже американских коллег. Сейчас в студии трудится свыше 700 CG-художников


Самые зрелищные проекты компании:

  •  «Золотой компас» Криса Вайтца
  • «Дитя человеческое» Альфонсо Куарона
  • «Люди-икс: Последняя битва» Бретта Ратнера
  • «Темный рыцарь» Кристофера Нолана
  • «Гарри Поттер и Кубок огня» Майкл Ньюэлл 
  • «Блейд 2» Гильермо Дель Торо
Ближайшие фильмы:
«Там, где живут чудовища» Спайка Джонзи

5 место. Студия Sony Imageworks 
Студия была открыта в 1993 году. Это компания сумела добиться успеха не только на ниве визуальных эффектов, но и в области компьютерной анимации. С тех пор специалисты Imageworks проявили себя с самой лучшей стороны на следующих проектах: «Звездный десант», «Сонная лощина», «Человек-паук 1,3» и многих других. Сиквел «Человек-паук 2», в создании которого участвовала студия SI, Киноакадемия отметила премией «Оскар» за лучшие визуальные эффекты. С недавних пор на базе Sony Imageworks функционирует анимационная студия, выпустившая «Сезон охоты 1,2», «Дом-монстр» и «Лови волну». Кстати, короткометражный анимационный фильм «Чаб Чаббс» этой компании  также удостоился заветной статуэтки «Оскар».   


Самые зрелищные проекты компании: 

  • «Человек–паук 1-3» Сэма Рэйми
  • «Сонная лощина» Тима Бертона
  • «Я - легенда» Френсиса Лоуренса
  • «Звездный десант» Пауля Верхувена
  • «Супермен возвращается» Брайана Сингера
  • «Спиди-гонщик» Энди и Ларри Вачовски
  • «Хранители» Зака Снайдера
Ближайшие фильмы:
«Алиса в стране чудес» Тима Бертона

4 место. Студия Rhythm&Hues
Знаменитая американская компания R&H появилась на белый свет в 1987 году. Начинала свой путь, как и большинство студий, с рекламных роликов, где компьютерная графика и самые передовые технологии внедрялись гораздо быстрее и охотнее. Поучаствовала в работе над эпохальным «Терминатором 2» Джима Кэмерона, но все же главным проектом 90-х для них стал «Бэйб», который принес компании «Оскар» за лучшие визуальные эффекты. Позднее студия получит еще одну статуэтку за картину «Золотой компас». Помимо этого R&H записала на свой счет трех «Оскаров» за научные и технические достижения в области кинопроизводства. Академия оценила по достоинству пленочный сканнер (1994), разработанный компанией, а также системы рендеринга (1998) и динамической симуляции сплошных сред (2008). В настоящий момент калифорнийская студия входит в пул голливудских топ VFX студий и специализируется на создании в первую очередь первоклассных персонажей. 


Самые зрелищные проекты компании: 


  • «Армагеддон» Майкла Бэя – номинация на «Оскар»
  • «Планета обезьян» Тима Бертона
  • «Люди-икс 2» Брайана Сингера 
  • «Хроники Нарнии» Эндрю Адамсона - номинация на «Оскар»    
  • «Невидимка» Пауля Верхувена - номинация на «Оскар»
  • «Золотой компас» Криса Вайтца -  премия «Оскар»
  • «Невероятный халк»
Ближайшие фильмы:
«Ночь в музее 2»
«Форсаж 4»

В тройку призеров попали гиганты индустрии – компании, которым чаще других удавалось создавать нечто совершенно новое и двигать индустрию вперед.

Бронза. Студия Digital Domain
Компания, подарившая нам Бенджамина Баттона, рай и ад в картине «Куда приводят мечты», а также потопившая «Титаник», была образована в 1993 году бывшим генеральным менеджером  ILM Скоттом Россом. К настоящему моменту Digital Domain поучаствовала в создании 60 картин и разработала визуальные эффекты для нескольких десятков рекламных роликов известнейших марок. Помимо успешной работы в постпродакшн направлении компания с недавнего времени является киностудией полного производственного цикла. Первым кинопроектом, снятым на мощностях Digital Domain, стала комедия «Подержанные львы» (2003).

В октябре 2002 года студия открыла подразделение D2 Software, которое занимается разработкой и реализацией лучшего софта для композитинга – программного решения Nuke, отмеченного техническим «Оскаром» за инновации и достижения в области кинопроизодства. Кстати о наградах. Компания отмечена семью премиями «Оскар» - три за фильмы («Куда приводят мечты», «Титаник», «Загадочная история Бенджамина Баттона») и четыре за технические достижения – программы Nuke, Track, Storm и систему симуляции сплошных сред. 


Самые зрелищные проекты компании:

  • «Загадочная история Бенджамина Баттона» Дэвида Финчера – «Оскар»
  • «Титаник» Джеймса Кэмерона – «Оскар»
  • «Куда приводят мечты»  - «Оскар»
  • «Я, робот» Алекса Пройаса – номинация на «Оскар»
  • «Аполло – 13» Рона Ховарда – номинация на «Оскар»
  • «Правдивая ложь» Джеймса Кэмерона – номинация на «Оскар»
  • «Стелс» Роба Коэна
Ближайшие фильмы: 
«G.I.: Бросок кобры» Стивена Соммерса
«Трансформеры: месть падших» Майкла Бэя

Серебро. Студия Weta Digital

Лучшая CG-студия Восточного полушария базируется в Новой Зеландии.  Студия обязана своим существованием гению Питера Джексона, который открыл компанию в 1993 году, чтобы создать эффекты для своей картины «Небесные создания» (1994). Триумфальным в художественном отношении выдалась трилогия «Властелин колец»; каждая часть фильма получила по «Оскару» за лучшие визуальные эффекты. Под проект был разработан программный комплекс Massive впоследствии ставший эталонным среди решений для симуляции толпы. Примечательно, что каждый раз, когда Джексон брался за крупный фильм, Weta неминуемо получала «Оскар» за лучшие визуальные эффекты к нему.  Сейчас компания надрывается на новом фантастическом эпике «Аватар» Джеймса Кэмерона. У нас нет сомнений, что студия в очередной раз, а точнее в пятый возьмет статуэтку за эффекты, оставив ILM с дежурной номинацией.



Самые зрелищные проекты компании:

  • «Властелин колец 1-3» Питера Джексона - «Оскар» 
  • «Кинг Конг» Питера Джексона - «Оскар» 
  • «Люди-икс: последняя битва» Брета Раттнера
  • «День, когда Земля остановилась» Скотта Дерриксона
  • «Телепорт» Дуга Лаймана
  • «Хроники Нарнии: принц Каспиан» Эндрю Адамсона
Ближайшие фильмы: 
«Аватар» Джеймса Кэмерона
«Тинтин» Стивена Спилберга
«Милые кости» Питера Джексона

Золото. Industrial Light&Magic
Несмотря на сильную конкуренцию со стороны Weta Digital, Digital Domain и Rhythm&Hues придворная мастерская Джорджа Лукаса продолжит удерживать первую строчку рейтинга еще очень долгое время. Дело в том, что ILM с момента своего основания в мае 1975 добилась и сделала больше, чем все студии этого рейтинга вместе взятые.

Некоторые достижения: 

1977 Первой использовала систему motion control в фильме «Звездные войны: Новая надежда»
1982 Произвела первый полностью компьютерный эпизод  - «Звездный путь»
1988 Первый морфинг в кино – «Уиллоу»
1989 Первый полностью трехмерный персонаж – «Бездна»
1991 Первый частично трехмерный персонаж – «Терминатор 2: судный день»
1992 Первой симулировала текстуру человеческой кожи для картины «Смерть ей к лицу»
1993 «Парк Юрского периода». Без комментариев.
1995 Фотореалистичная симуляция волос и шерсти для ленты «Джуманджи»
2002 «Атака клонов» - первый крупнобюджетный фильм, целиком снятый на HD и заточенный под цифровой показ
2006 Разработана система iMocap


Перечислять все картины, за которые мастерская Лукаса получила «Оскар», мы не будем. Отметим лишь, что студия 18 (!) раз признавалась лучшей при 38 номинациях. Что касается статуэток за технические и научные изыскания в области кинопроизводства, то 22  изобретения студии получили соответствующую награду. В общем, ILM – это стопроцентный чемпион и двух мнений тут быть попросту не может.

Самые зрелищные проекты компании:

  • «Парк Юрского периода 1,2 » Стивена Спилберга - премия "Оскар" 
  • Квадрология «Индиана Джонс» Стивена Спилберга - премия "Оскар" 
  • «Звездные войны 1-6» Джорджа Лукаса - премия "Оскар" 
  • «Терминатор 2: Судный день» Джеймса Кэмерона- премия "Оскар" 
  • Трилогия «Пираты Карибского моря» Гора Вербински -  премия "Оскар" 
  • «Война миров» Стивена Спилберга - номинация на "Оскар" 
  • «Искусственный разум» Стивена Спилберга - номинация на "Оскар" 
  • «Железный человек» Йона Фавро - номинация на "Оскар" 
  • «Трансформеры» Майкла Бэя  - номинация на "Оскар" 
Ближайшие фильмы: 
«Трансформеры: месть падших» Майкла Бэя
«Звездный путь» Джей Джей Абрамса
«Терминатор: Да придет спаситель» МакДжи

P.S.
 В списке должна быть еще одна студия, имя которой BUF Compagnie. Эта французско-американская компания специализируется довольно давно и успешно на создании CG как для кино, так и музыкального видео. Известна компания, в первую очередь, сотрудничеством с Дэвидом Финчером  и братьями Вачовски. Также BUF первой использовала Mental Ray и придумала эффект «bullet-time». Лучшими проектами мы бы назвали трилогию «Матрица», «Бойцовский клуб» и «Спиди-гонщика». Правда, BUF ни на одном из них не являлась основным подрядчиком, а была лишь одной из многих VFX лабораторий.