В космосе никто не услышит твой крик.
Ден О Бенон взялся за сценарий фильма в 1978 году и сам хотел снимать фильм, он хотел придумать нечто новое в индустрии кино. Его друг Рональд Шасет приложил не мало усилий, чтобы выбить финансирование для фильма, но такие гиганты как Warner Brothers, Metro-Goldwyn-Mayer не хотели снимать, что-то подобное. За фильм взялась компания 20 Centure Fox, но с определенными оговорками. Переделка сценария, подбор актёров и главное поиск режиссёра класса "А", чтобы снимать фильм.
Дэвид Гайлер (продюсер) начал поиски режиссёра, предложения были разосланы очень известным людям, но потом, случайно была предложена кандидатура Ридли Скотта - режиссёра рекламных клипов. Кандидатура несмотря на отсутствие кинематографического опыта больших картин была одобрена.
Первое за, что принялся Ридли Скотт - раскадровка. Благодаря умело составленному плану съемок, раскадровке, подбору съемочной группы бюджет фильма увеличился вдвое с 4 до 8 млн. долларов (сейчас - смешные цены, но тогда...)
На вопрос руководства студии 20 Centure Fox - "Как вы будете снимать" , Ридли Скотт ответил кратко: "Звездные войны - это сказка, а я собираюсь снимать техасскую резню бензопилой в космосе, вы хотите ужас - я вам его устрою".
Рождение МОНСТРА.
Именно Ридли Скотт предложил посмотреть автору сценария Дену О Бенону работы швейцарского художника-дизайнера Гигера. Так автором почти всего визуального оформления связанного с монстром стал - Гигер. За основу монстра были взяты работы из альбома - Некромикон. Руководство студии 20 Centure Fox было категорически против, выражая мнение, что "это ужасно" , но что Ридли Скотт быстро их переубедил, сказав - "я снимаю ужас и он будет".
На вопрос Гигера - "Что вам нужно?". Ридли Скотт обрисовал общую концепцию будущего фильма и сказал, что ему необходимо спроектировать - Яйцо, личинку, детёныша и самого монстра. Они ударили по рукам и работа закипела. Гигер предложил несколько вариантов из которых Ридли Скотт выбрал необходимый.
Корабль и техника.
Для оформления технической составляющей фильма и создания корабля, скафандров и всего что связано с технической составляющей фильма, был приглашен - Рон Кобб. Именно его иллюстрации послужили основой для корабля Nostromo.
Кастинг - подбор актёров.
Весь подбор актёров был отдан "на откуп" Ридли Скотту. Его ассистентам потребовалось не мало времени, чтобы отобрать актёров для нового фильма.
Всего требовалось 7 актёров, из них 2 женские роли и 5 мужских. Первоначально в сценарии не планировались женские роли вообще, но потом, чтобы придать необычность фильму, Ридли Скотт придумал, что главным героем фильма станет именно женщина.
В результате подбора актрис были отобраны 2 женщины - Сигурни Уивер и Вероника Картрайт.
Мало кто мог предположить, но первоначально роль Рипли должна была играть именно Вероника Картрайт, однако во время кинопроб, Ридли Скотт изменил своё решение и роль Элен Рипли досталась - Сигурни Уивер. Ридли Скотт никогда не сожалел о замене и говорил, что "я попал с актрисой на все 100%".
На роль офицера Ламберт была утверждена Вероника Картрайт. Ридли Скотт предъявлял несколько требований к типажу актрисы - нервозность, неуверенность и умение создавать панику. Вероника Картрайт - по признанию Ридли Скотта, так же соответствовала образу который он желал видеть в фильме.
На роль капитана корабля Nostromo был приглашен - Том Скерритт.
На роль одного из инженеров корабля был взят - Яфет Кото. Ридли Скотт хотел показать интернациональный экипаж корабля, потому и было принято решение о том, что один из членов корабля должен быть "цветным".
Вторым инженером корабля стал - Гарри Дин Стентон. По видению Ридли Скотта - мягкий и добрый, поддающийся внушению.
На роль Кейна - "носителя" пробовалось несколько актёров, первым из них был - Дэвид Финч.
Вторым на роль Кейна просматривался Джон Хёрд, т.к. Дэвид Финч заболел, то его тут же одобрили на эту "смертельную роль".
Роль андройда - Эша - выпала честь играть Йену Хольму. На тот момент пожалуй самый титулованный актёр на съемочной площадке.
По признанию Ридли Скотта - "мы собрали отличную команду актёров, отдали им сценарии и сказали - мотор."
Съемочный процесс.
Все съемки проходили под Лондоном. Там был огромный ангар на студии Shepperton. Декорации строились очень быстро, некоторые репетиции актёры проводили прямо во время монтажа конструкций, так, что существовала угроза их жизни, но слава Богу всё обошлось.
Декорации корабля строились в натуральную величину, проще сказать строился сам корабль, с его многочисленными коридорами, отсеками и рубкой управления. Это был удивительный процесс съемок, т.к. Ридли Скотту необходимо было передать чувство - замкнутости пространства внутри корабля, страх от неизбежности и тупиковости ситуации в которую попал экипаж Nostromo.
Тем временем, в закрытой от актёров комнате во всю творил Гигер, он готовил к появлению монстра. Ридли Скотт не хотел, чтобы до начала съемочного процесса где появляется монстр, актёры видели его. Режиссёру нужны были эмоции, настоящие эмоции актёров.
Специально для фильма были позаимствованы лазерные установки, взятые на "прокат" у группы "The who" , которая репетировала в соседнем павильоне.
За всем съемочным процессом наблюдали люди "менеджеры" со студии 20 Centure Fox, но в сам процесс не вмешивались, как Ридли Скотту удалось их держать "на поводке" - до сих пор загадка.
В то время пока строились "большие" декорации, группа моделистов во всю работала над макетами и моделями. Всё делалось в ручную, тогда ещё не существовало ни каких компьютеров и спецэффектов 3D и прочего.
Это были полноценные съемки, для того чтобы представить обьём съемочного процесса, достаточно просто посмотреть на величину декораций.
Главный на съемочной площадке - Ридли Скотт, именно он руководил всем до мельчащих деталей внимая в подробности и суть процессов происходящих на съемочной площадке.
Скафандры были специально спроектированы для этого фильма. Для изображения выдыхаемых газов, придумали повесить за спины актёров баллон с углекислым газом. Каждый такой баллон весил 15 кг. + вес самого скафандра около 10 кг. Так, что не трудно представить себе какого было актёрам, если учесть что сами скафандры были без терморегуляции и представляли собой термосы.
Поверхность планеты. Ридли Скотт не хотел экономить, потому задний фон - нарисован, а вот поверхность - привезенный грунт, на который ушло около 30 больших грузовиков.
Однажды Том Скеррит чуть не задохнулся в скафандре, пока пересекал съемочную площадку. Потом ему пришлось принести баллон кислорода, чтобы он отдышался.
Не лучше шли дела и у Джона Херда, но он стойко переносил тяготы съемок.
Долгожданный перерыв между съемками давал возможность хоть как-то отдохнуть актёрам. Надо учитывать, что на съемках использовался дым, воск и ветер, для создания атмосферы сомой планеты, дышать смесью всего этого было очень не просто.
Один из актёров был не совсем обычным. Это был кот Джонс. На его роль претендовало 4 представителя семейства кошачьих. Ридли Скотт выбрал этого.
Декорации будущего корабля Nostromo, точнее его отсеки, переходы и корридоры. Всё строилось в натуральную величину.
Тяжелая задача ставилась оператору, ему приходилось снимать как полноразмерные сцены так и в замкнутом пространстве с ограничениями по свету, пространству и манёвру камеры.
Ридли Скотт сам снимал процесс, но так же была и вторая камера с оператором, для возможных разных ракурсов съемки, чтобы в последствии при монтаже выбрать нужные кадры. Так впервые появился термин "снимать в две камеры".
Сами актёры удивлялись, как у Ридли Скотта хватало сил решать все съемочные вопросы в считанное кол-во времени, не теряя сути происходящего.
Актёры жили неподалёку от студии Shepperton и потому часто уходили со съемок настолько уставшими, что забывали снимать реквизит.
В самых трудных съемочных сценах Ридли Скотт объяснял актёрам как и что делать, придавая им уверенность и чувство поддержки.
Во время съемок актёры сдружились, часто обедали вместе и проводили свободное время одной компанией, разбирая детали следующих на завтра сцен в которых им предстояло играть.
Была одна сцена, где Ридли просто потребовал - "говорите о чём хотите, но говорите". Это была сцена завтрака после пребывания экипажа в криогенных камерах сна. Это была полная импровизация.
Тяжелее всего приходилось Сигурни Уивер, т.к. она имела театральное образование и играла только в театре, перестроиться на режим кино ей было очень тяжело, тем более, что это был первый её фильм.
Подготовка к съемкам сцены с участием андройда Эша. Важно было передать параноидальное чувство, что на корабле кто-то предатель. Йен Хольм - превосходно отобразил образ искусственного интеллекта, запрограммированного только на одну задачу, но это не помощь экипажу.
Шок который переживает экипаж от осознания того, что в экипаже предатель и это Эш - является существенным сюжетом самого фильма, подогревая страх зрителя к роботизации мира.
Основная задача у Ридли Скотта была - показать корабль как замкнутое пространство напичканное техникой, он сравнивал корабль с подводной лодкой 2-й мировой войны - "Узкие коридоры, много техники, приборы, лампочки и больше дыма".
Из-за ограниченности бюджета все технологичные декорации делались из подручного материала, так например, для создания коридоров были куплены на авиационной свалке 2 бомбардировщика. Детали от них и стали основой для декораций.
Цветовая символика, отображает различное воздействие на экипаж со стороны технологий, начиная от лазарета и кончая шлюзовой камерой.
Чтобы сделать визуально коридоры длиннее, были поставлены под определенным углом зеркала, они-то и создавали впечатление бесконечно-длинного пространства внутри корабля.
При съемке опоры космолёта, надо было соблюсти пропорции, сама опора была высотой 14 метров, но актёры не казались столь маленькими, как хотелось Ридли Скотту, тогда он взял своих детей на съемку, надел на них уменьшенные скафандры и начал снимать.
Одной из самых дорогостоящих декораций был - "космический жокей" , стоила она 800 тыс. долларов. Многие со студии 20 Centure Fox были против, мотивируя это малым кол-вом времени в фильме на данной сцене и непомерными расходами, но Ридли Скотт убедил компанию в необходимости этой сцены и декорации.
8-й пассажир.
Именно этому человеку Ридли Скотт обязан воплощением визуального образа "твари" - Гигер. Разработчик дизайна Чужого.
Яйца инопланетных тварей были сделаны из латекса. Внутри было закачано желе. Для того чтобы придать эффект жизни внутри него Ридли Скотт нацепил резиновые перчатки желтого цвета, залез руками внутрь яйца и стал там махать ладонями изображая голубя.
Работы над создание личинки "твари" - самое трудное было это заставить резиновую куклу личинки выстреливать из яйца на шлем Кейна, был придуман механизм с гидравлическим приводом, позволявший за секунду "прыгать" личинке на шлем.
Сложной сценой была та, в которой Кейна пытались прооперировать сняв личинку "твари", которая держалась у него на голове.
Но самой сложной сценой была - появление детеныша "твари". Был снят один единственный дубль! Актёры все, кроме Джона Хёрта, не знали что будет. Все они пришли на съемочную сцену понятия не имея как всё будет происходить и что конкретно будет.
Джен Херт - Кейн, уже лежал на столе, под ним так же лежало двое помощников по спецэффектам, они-то в нужный момент "выталкивали" детеныша через резиновый манекен тела Кейна и подавали краску "кровь" под давлением из шланга.
Эффект этой сцены был потрясающим! Актёры реально испугались! Это всё, что нужно было Ридли Скотту, потом когда прозвучала команда - снято, он бегал по студии и орал - "Есть! Снято!".
В данной сцене, был использован так называемый "кровавый врыв" - когда детеныш разрывает грудную клетку Кейна и появляется наружу. Актёры были все испачканы кровью, оттого испуг Вероники Картрайт - Ламберт кажется достоверным и реалистичным, остальные актёры были в шоке. Именно благодаря этой сцене фильм в последствии стал классикой жанра.
Чужой.
Вся задумка визуального образа Чужого - Гигера, именно он придумал как сделать его образ запоминающим, таинственным и пугающим! Гигер отказался от стереотипов, это была смесь насекомого, зверя и антропоморфного существа. Прежде не виданного ни кем, опасной тварью борющуюся за своё выживание и не останавливающегося ни перед чем.
Непосредственно процесс создания Чужого выполнил Карло Рамбальди - на тот момент уже известный специалист по спецэффектам и создатель многочисленных "манекенов" всяческих тварей.
Именно Карло Ромбальди "оживил" голову Чужого, вмонтировав в неё больше 300 проводов и микро-моторами, которые отвечали за открытие челюстей, мимику и прочее.
На роль Чужого в сценах с актёрами требовался человек, человек высокого роста и худощавого телосложения. Было просмотрено много народа, пока Ридли Скотт сидя в пабе не обратил внимание на человека по имени - Баладжи. Он и стал Чужим.
Отдельной проблемой было - изготовление костюма Чужого для актёра, в то время, летекс ещё не был прочными рвался, надо было не только "отлить" с сотню костюмов, но и надеть на актёра не порвав сам костюм. Плюс к тому же огромное время отнимала покраска костюма, красили костюм прямо на одетом уже актёре.
Чужой - является очень трудной ролью, актёр мало появляется в кадре, для нагнетания нервозности у зрителя, чтобы создавать эффект что Чужой везде и всюду может ждать свою жертву.
Для ещё большего эффекта, Чужого натирали тем что сейчас называется - лубрикант (интимная смазка), таким образом создавался эффект гладкости и блеска костюма, а так же капающей слюны из пасти.
Звук.
Джерри Голдсмит стал автором и композитором к этому фильма. По началу он не хотел браться за работу над этим фильмом, Ридли Скотт заставил его прочитать сценарий и тот согласился. Вся работа над суандтреком заняла 20 недель! Не забывайте, что в 1978 году, не было компьютерного микширования и прочего, что сейчас позволяет облегчить процесс создания музыки. В те времена, композитор сидел вместе с режиссёром на монтаже и в ручную с секундомером записывал размер "шага" трека, смотрел за сюжетом, консультировался со звукорежиссером над каждым звуком, для создания правильного эффекта от музыки.
Саундрек должен был нагнетать атмосферу ужаса, в сценах с убийствами - усиливать их, музыка в начале должна была погружать зрителя в спокойствие которое не предвещало ни какой опасности. Работы у Джери Голдсмита было непочатый край, т.к. надо было не "перебить" звуковым оформлением диалоги актёров.
Спецэффекты.
Съемка макетов корабля, шатла, и другого, что требовало масштабирования. Самой трудными сценами являлись - пролёт коробля Nostromo в космическом пространстве, отстыковка шатла от основного корабля, вход в атмосферу планеты. Все макеты делались в ручную, макет основного корабля Nostromo был выполнен в 6 вариантах, от 30 см модели, до 6 метрового гигантского макета. Та же ситуация была и с посадочным шатлом.
Автором всех макетов являлся - Брайен Джонсон, он же был автором макетов всех космических кораблей в фильмах Джорджа Люкаса - Star Wars. По началу он не соглашался на работу с Ридли Скоттом из-за контракта с Джорджем Лукасом, но т.к. оба фильма снимались на деньги студии 20 Centure Fox, то Джорджу Лукасу пришлось уступить.
Первоначально корабль Nostromo представлял собой что-то вроде угловатого космического погрущика, но Ридли Скотт, практически взяв молоток разбил макет, далее собственноручно взяв карандаш и бумагу нарисовал каким он должен выглядеть. Увиденное потрясала, переставьте себе готический собор в космосе. Те же остроконечные шпили, купола, но только перевёрнутые фантазией режиссера.
Фильм был снят. Потом был передпросмотр и пробный показ в Сент-Луисе. Зрители с криками выбегали из зала в середине фильма. Это было попадание в цель! Большего ужаса зрители не испытывали до того в фильмах. Зрители по началу вставали с передних рядов, Ридли Скотт не мог понять почему, но зрители пересаживались на дальние ряды. Досматривать подальше от экрана, настолько фильм был реалистичен. Очереди в кинотеатре выстраивались километровые, люди хотели испытать новые ощущения в кино. Даже критики из академии кино вынуждены были признать, что это первый фильм космических ужасов категории "А". Это был оглушительный успех!
Скачать все фото:
На этот раз будет война.
Этот фильм был очень амбициозным проектом, 1-й фильм был камерным и классическим. Нужно было больше действия и по этому был увеличен бюджет. Ридли Скотт снял фильм изменивший мир, создал новый жанр в индустрии кино. Для нового фильма требовалось не просто сделать ремейк, а новый фильм, продолжение сюжета, только более масштабного. Компания 20th Century Fox искала режиссёра для нового фильма, т.к. Ридли Скотт был занят другими проектами. Этим режиссёром стал мало известный тогда - Джеймс Кэмерон (он только приступал к съемкам фильма Терминатор) . У самого режиссёра были сомнения - надо было снять не хуже Скотта, соблюсти визуальный ряд созданный другим режиссером.
Как ни странно, но всё было отдано на "откуп" Кэмерону, в том числе и написание сценария. Т.е. сам режиссер должен был выдумать историю по которой он же и снимал фильм. Это был очень смелый шаг, но продюсеры из 20th Century Fox пошли на это, о чем не пожалели. Сценарий писал сам Кэмерон и его Жена - Гэйл Энн Херд.
Джеймс Кэмерон взял из первого фильма то, что было интересно лично ему, вопрос - как они появляются? Откуда источник угрозы? Таким образом сценарий по немного стал формироваться вокруг жизненного цикла Чужого. Так же Джеймс привнёс новое понятие - боевые операции и военные действия будущего. Он хотел показать, как будут воевать в будущем.
Сигурни Уивер с радостью согласилась снова сыграть главную роль в новом фильме, всю ту же Рипли, прочитав сценарий Сигурни Уивер дала согласие на съемку, однако сумма контракты была очень большая, но руководство компании 20th Century Fox дали согласие, т.к. уже не видели другого образа Рипли кроме как исполненного Сигурни Уивер.
От идеи к воплощению.
Главное что было у этого фильма для начала - бюджет, который позволял сделать очень многое, что не позволило воплотить все задумки Ридли Скотта, на сей раз компания 20th Century Fox выделила огромную сумму в 22 млн. долларов, поверив в то, что космические ужасы могут приносить большие кассовые сборы.
Воплощением визуальных образов занялся Сид Мид - известный художник-футурист. В его задачу ставилось - отобразить внутренние интерьеры корабля, боевой техники, амуницию космической пехоты и прочего, что связано с фильмом. Джеймс Кэмерон хотел чего-то другого не идущего в разрез первого фильма, но и отличавшегося по дизайну от него. Главное требование режиссера - РЕАЛИСТИЧНОСТЬ ! Если оружие, то которое может стрелять, если корабль, то который может летать, а не фантастические абстрактные образы.
В новом фильме так же принял участие и Рон Коб, уже ранее делавший эскизы для первого фильма. Сильно помогало в работе то, что сам Кэмерон брал карандаш и бумагу, сам делал наброски, а затем передавал их профессионалом своего дела, которым только оставалось режиссерскую задумку, довести до ума.
Вся идея боевых действий пронизана духом вьетнамской войны, потому в фильме задействовано целое отделение солдат, тактика ведения боевых действий так же взята из вьетнамской войны. Всё должно было быть реалистичным. Транспортный корабль - смесь вертолета "Хьюи" и самолета с вертикальным взлетом, боевая машина, так же взята из реальных условий, она должна была действовать самостоятельно, высаживать десант и прикрывать его своим огнём.
Питер Ламонт - человек который воплощал рисунки в декорации, этот человек мог всё! Из подручных материалов создавались реалистичные декорации, в создании декораций транспорта - Питеру помог его военный опыт, потому транспортный корабль и боевая машина выглядели настоящими.
Т.к. художники - люди с определенным чувством юмора, то они решили на транспортном корабле сделать логотип судна - орел в крыльях которого автомат и девиз - "мы подвергаем опасности редкие виды животных".
Теперь надо было найти удобную площадку для съемок. Джеймс Кэмерон выбрал заброшенную угольную электростанцию не далеко от Лондона. Но всё дело в том, что все стены и перекрытия были обработаны асбестом - материал не горючий, но очень вредный для дыхания. Пришлось "переделывать" саму электростанцию. Режиссер хотел многоуровневое технологичное здание для съемок своего фильма, потому была выбрана электростанция, котельные в ней позволяли из-за большого пространства снимать большие сцены.
Огромной удачей была покупка у компании British Airways - списанного топливозаправщика для самолетов. Вес машины достигал 75 тонн, однако с ним поработали специалисты и вес уменьшили до 30 тонн, всё это обошлось в 1.5 миллиона долларов, но режиссер получил боевую машину десанта. Декораторы создали новую машину, с десантным отделение, боевой станцией слежения, мониторами и всем чем можно было, чтобы было натурально похоже на боевую машину будущего.
Немаловажной задачей декораторов было по рисунках художников создать внутренний интерьер боевого корабля Sulaco. В работу входило создание комнат: Столовой, оружейной, камер криогенного сна, штабной комнаты, шлюзового отсека и других.
Подготовка к бою.
За подбор актёров отвечали 2 человека - жена Джейиса Кэмерона - Гэйл Анн Хёрд и Мэри Селвэй (она же отбирала актёров для первого фильма). Задача была трудная, съемки проходили в Англии и нужны были как американские актёры, так и английские, но у которых мог быть американский акцент.
Кандидатура Сигурни Уивер даже не обсуждалась. Она и ни кто другой должна была играть снова Элен Рипли.
Джанетт Голдштейн — рядовая Васкез. Её кандидатуру утвердили, она занималась тяжелой атлетикой, а героиня Васкез - была "мужеподобной". На эту роль изначально планировался мужчина, но Кэмерон изменил сценарий.
Марк Ролстон — рядовой Дрэйк. Английский актёр, с американским акцентом, был приглашен на роль из-за похожести характерами с Джанетт Голдштейн, да и по фильму, они больше чем "друзья".
Кэрри Хенн — Ребекка Джордан (Ньют). Была отобрана на" детском" кастинге (просмотр) из-за того, что в отличии от всех детей, она не могла улыбаться как все, просто у детей с актёрским опытом на западе, улыбка ни когда не сходит, а у Ребеки - все было наоборот, да и как может улыбаться девочка по сценарию у которой убивают всю семью? Родители были не против, единственное условие - не пропускать школу.
Лэнс Хенриксен — Бишоп (человекообразный робот (андройд)). На эту роль претендовали - Йен Хольм (из первого фильма, игравший роль андройда Эша), Рутгер Хауэр (играл андройда nexus 6 в фильме Бегущий по лезвию). Однако, Лэнсу удалось всех "перепрыгнуть" и получить роль.
Был в фильме смешной и в то же время опасный эпизод, когда Лэнс должен был ножом "играть" со своей рукой, потом ради забавы подставляют руку другого актёра и он должен был не поранить ни себя ни другого актёра. Лэнс тренировался сначала месяц с палкой, пока не выработал движения до автоматизма. Съемка потом шла в замедленном режиме, а потом прокрутили на нормальной скорости, но от этого, легче ни ему ни другому актёру не стало, ибо оба рисковали остаться без пальцев.
Билл Пэкстон — рядовой Хадсон. Изначально работал с Кэмероном будучи у него декоратором, но его шутливый и задорный характер понравился режиссеру и он взял его на пробы, Билл (до этого уже играл крошечную роль в Терминаторе) точно попал в роль, очень правдоподобно играя "дембеля" Хадсона, его игра, от отчаяния, до безудержного веселья забавляла всю съемочную группу.
Эл Мэттьюс — сержант Эйпон. Подошел на роль сержанта из-за того, что был настоящим сержантом пехоты. Ему особо не пришлось даже вживаться в роль на кастинге, от того его кандидатуру утвердили за 5 минут.
Майкл Бьен — капрал Дуэйн Хикс. Ранее снимался у Кэмерона в терминаторе (роль Кайла Риса). Джеймс не стал устраивать кастинг, он доверял актёру и знал, что тот его не подведёт.
Для того, чтобы придать актёрам вид натуральности, Джеймс Кэмерон пригласил в качестве консультантов - офицером из спецназа, они должны были придать "стаду актёров" вид настоящего боевого отделения. Они это сделали - месяц тренировок, марш-бросков по местности, уроки обращению с оружием, преподавание тактики боя и вот - космический десант готов!
Съемки.
Оператором который должен был снимать фильм стал - Адриан Биддл, это был первый его опыт как оператора фильма, до этого, он снимал рекламные ролики с Ридли Скоттом, так что преемственность хоть в чём-то но сохранялась. За несколько недель, он стал профессиональным оператором постановщиком.
На съемочной площадке царила атмосфера повиновения режиссеру. Все исполняли его указания без лишних слов, да и на сами съемки оставалось не много времени, все делалось в бешеном ритме, практически без пауз. Да и сам режиссер не хотел упасть в грязь лицом после терминатора, ему надо было "закрепить" успех.
Первоначально фильм снимал совсем другой оператор - Дик Буш, но из-за разногласий (Дик постоянно спорил с Кэмероном как снимать) от его услуг отказались, была сцена где он должен был снимать по указанием режиссёра в тёмных тонах, но он всё переделал и по словам Кэмерона - "но загубил съемку, потратил день и пролетел на 50 тысяч."
Не смотря на отсутствие лишнего времени, Джеймс Кэмерон не забывал, что актёры - люди, так прямо на съемочной площадке отмечали день рождение актёра - Эла Мэттьюса. Джеймс прекрасно понимал, что актёры играют на износ и им хоть как-то надо расслабляться.
Даже когда возникали трудности у съемочной группой Джемс Кэмерон лично решал многие проблемы, если что-то надо было сделать, он просто делал, показывая пример всем остальным.
Немаловажным обстоятельством было то, что съемочная группа была англо-американской, из-за этого были разные подходы к производству фильма, англичане - не торопливые и основательные по мнению американцев - тормозили процесс, но всё же удалось найти "золотую середину" и съемки пошли нормальным ритмом. Тем не менее англичане отстаивали свой перерыв в 5 вечера на "чай" и Кэмерону пришлось уступить.
Однажды в разгар съемочного процесса, открылись ворота ангара где проходили съемки, из ворот внутрь повалил густой дым, съемочная группа замерла в ожидании. Сквозь дым, стал прорисовываться силуэт человека кативший что-то. Это была женщина катившая тележку с чаем. Так Джеймс Кемерон уступил англичанам их законный "five o'clock".
Оружие и действие.
Первоначально, хотели что бы оружие было как в звёздных войнах "star wars" , но Джеймс Кэмерон заявил - нет. Всё должно быть реалистичным. Если автомат, то усовершенствуйте его, если пулемёт - сделайте его, но всё должно выглядеть натурально.
Всем оружием занимался - Саймон Атертон, ему была поставлена задача - сделать оружие будущего. За основу автомата для космической пехоты был взят автомат Томсона 1936 года, его разобрали и надели на него новый "кожух", так же прикрепив подствольный гранатомёт расчитаный на 3 выстрела.
Пулемет сделан на базе немецкого пулемёта - МГ42, он был очень удобен для переделки, магазин можно было "спрятать", приделать к нему "бандаж" для ношения (такие "бандажи" обычно для съемочных камер, чтобы снимать сцены где камера должна передвигаться с актёром в кадре и следовать за ним.)
С огнеметом возникли большие трудности из-за его опасности. Струя огнемета "била" на 5-6 метров, при том Сигурни Уивер не должна была пострадать, да и поджигать декорации то же было опасно. Потому на съемочной площадке постоянно дежурили работники пожарной безопасности и медики.
После сцен с перестрелками и взрывами актёры выходили с безумными глазами. Да и само оружие весило как настоящее, если не больше, т.к. чтобы придать оружию вид будущего оно дополнительно было замаскировано, всё это давало лишний вес.
Съемочный процесс боевых действий тоже осложнялся, произошло несколько неприятных инцидентов, в частности - пожар в боевой машине пехоты. Она была внутри отдела пластиком и струёй от огнемета пластик вспыхнул, актёры начали задыхаться. Но всё обошлось, пожар быстро потушили, а задыхающиеся актёры так реалистично играли, что был снят всего 1 дубль.
Охота.
Перед Джеймсом Кэмероном стоял важный вопрос, у Ридли Скотта в первом фильме была ключевая сцена - появление чужого из грудной клетки с её разрывом", надо было создать сцену аналогичную по силе воздействия на зрителя.
Для создания "разрывателя груди" были сделаны две модели, в отличии от первого фильма у них были две маленьких лапы.
В сцене где у женщины закованной в кокон вырывается из груди монстр, вся грудная клетка была сделана из латекса и сквозь неё прорывалась модель чужого, пока была жива актриса оружие не использовалось, но как только она "умерла" актрису заменили манекеном и принялись его сжигать огнеметом, всего было сожжено 8 манекенов и 8 моделей детеныша чужого.
В сцене вскрытия личинки чужого использовалась резиновая модель, на неё натянули куриную кожу, т.к. модель быстро "протухала" (из-за жары от софитов и освещения), то пахла она омерзительно, но Лэнсу Хендриксону было на это абсолютно наплевать! Он со знанием хирурга подходил и начинал копошиться во внутренностях.
Для фильма было разработано несколько моделей личинки чужого, разной формы и разного функционала, одни должны были извиваться (как в банке в лаборатории), другие прыгать (захват цели и оплодотворение), третьи ползать и маневрировать (за основу били взяты радио управляемые машинки).
Основная разница между первым фильмом и тем, что снимал Джеймс Кэмерон была частота и кол-во использования чужих. В фильме было использованы как куклы, манекены, модели, так и живые актеры в костюмах чужих.
Необходимо было создать ощущение живого, агрессивного существа, да не одного! В одном из эпизодов (перестрелка в комплексе здания) участвовало больше 30 чужих!
Требовалось так же передать "животную" сущность чужого, его повадки и движения, для этого было разработано несколько вариантов костюмов для актёров игравших чужого, одни костюмы были для бега, другие для ползания, третьи для того, что бы забираться на стены. В разных сценах снимались разные костюмы.
Для имитации взрыва чужого использовались манекены, которыми руководили кукловоды, т.к. требовалось много дублей, то соответственно было изготовлено много манекенов, так же манекены использовались и других сценах (наезд колесом машины на чужого).
В качестве крови чужого использовалась желтая краска, которая ещё и светилась, потребовалось её столько, что месячный запас её составлял 500 литров. Пришлось поработать и химикам, они изготовили раствор краски, которая при взрыве начинала дымиться, но дым был безопасный.
Королева.
Само создание королевы это было что-то новое, в первом фильме нет ни намёка как она должны выглядеть. Все пришлось придумывать Джеймсу Кэмерону. Для создания королевы немало пришлось потрудиться специалистам по спецэффектам. Сама модель должна была быть около 5 метров ростом, да и голова была не маленькая. Вставал вопрос как оживать её?
Для оживления королевы была изготовлена модель, первоначальная без обработки, внутрь тела забрались 2 кукловода, один управлял маленькими руками, второй с помощью системы тросов управлял большими руками, сама конструкция приподнималась на тросе крана.
Помимо модели с людьми, были изготовлены масштабные модели, манекены и отдельно несколько голов с управление кукловодов. Для того, что бы заставить голову двигаться, понадобилось 10 человек, которые должны были работать синхронно.
Следующей трудной сценой было расчленение андройда Бишопа, когда королева чужих сначала пронзает его своим хвостом, поднимает в воздух, а затем разрывает пополам. Для пронзания хвостом, была придумана следующая схема - на груди Лэнса Хендриксона (Бишоп) закреплялся отсек с латексной копией хвоста, там же была жидкость которая вытекала, хвост вытягивался из тела Бишопа по тонкой леске, при должном освещении она была не видна.
Для разрыва на две части Бишопа использовался манекен, их потребовалось всего 2. Для придания эффекта разрыва, части манекена не были закреплены, в ним были привязаны 2 лески, которые тянулись в разные стороны.
Сложной была сцена битвы Рипли на погрузчике с королевой. Погрузчик придумал Джеймс Кэмерон, он же его и нарисовал, для нормальной его работы потребовалось ещё и дополнительный человек стоящий за Сигурни Уивер, чтобы он облегчал ей работу с погрузчиком.
Самое трудное это было заставить погрузчик двигаться. Для этого были разработаны несколько моделей, одна могла ходить, другая двигать руками, а третья - поднимать груз.
Сцена в шлюзовой камере снималась совсем по другому нежели себе представляют. Рипли не ползла вверх, она тянулась на камеру горизонтально, на заднем фоне виден погрузчик который придавил королеву, на самом деле между ними расстояние в метр, что бы погрузчик не мешал яростным движениям королевы пытающейся подняться.
Моделирование.
Для работы над фильмом были приглашены Дэн и Рональд Скотаки, они должны были создать модельный мир фильма. От модели корабля "Sulaco" до модели погрузчика. Все модели должны были быть в разных масштабах в зависимости от съемок.
Была создана огромная модель всего жилого комплекса, она была огромных размеров. Требовалась она для съемок прилёта транспортного корабля, высадки боевой машины и панорамных съемок. Все здания были от полутора до двух метров высотой.
За основу атмосферного процессора был взят бак для воды, высотой в 4 метра, остальное дело рук декораторов и моделистов. Сзади был прикреплён фон планеты длиной в 12 метров.
Модель корабля "Sulaco" была 2 метра длинной, целиком сделана была только одна сторона, т.к. кораблю предстояло "пролететь" перед камерой только два раза за весь фильм.
А вот с боевой машиной десанта пришлось повозиться, было изготовлено 3 машины в разном масштабе, машины управлялись по радио. Для создания эффекта тяжелой машины, её специально нагрузили дополнительными свинцовыми грузами, скорость её тоже ограничили, потому получился мягкий и плавный ход.
Снять сцену посадки транспортного челнока было очень трудно, челнок крепился лесками к специальному крану, который двигался в соответствии с задумкой режиссера, но законы физики ни кто не отменял, модель если набрала ход, не могла остановиться мгновенно, по этому было затрачено куча усилий, для придания натуральности полёта. Так же модель постоянно задевала при посадке здания.
Для съемок крушения транспортного челнока была построена отдельная модель, у которой части не были крепко закреплены, что бы она могла развалиться при взрыве. Так же важна была пиротехническая оснастка взрыва, т.к. взрывали модель, а выглядеть всё должно было натурально и реалистично. Для этого в самой модели заложили пиропатрон, а на месте падения, в землю замаскировали 6-7 зарядов, они должны были сработать с разницей в несколько миллисекунд, для создания эффекта большого взрыва и для правильного разлета обломков корабля.
Ядерный взрыв в конце фильма был создан из строительной пены. Было использовано больше 1000 баллонов, длинна декорации была почти 30 метров, ширина 4, всё это залили пеной, потом разместили подсветку чтобы свет от взрыва казался естественным. Так же была выпилена основная заготовка "ядерного гриба", внутрь ней спрятали гидравлическую стойку, чтобы она поднималась над всеми облаками имитируя ядерный взрыв.
Ядерный взрыв в конце фильма был создан из строительной пены. Было использовано больше 1000 баллонов, длинна декорации была почти 30 метров, ширина 4, всё это залили пеной, потом разместили подсветку чтобы свет от взрыва казался естественным. Так же была выпилена основная заготовка "ядерного гриба", внутрь ней спрятали гидравлическую стойку, чтобы она поднималась над всеми облаками имитируя ядерный взрыв.
Фильм был снят. Джеймс Кэмерон показал его людям из компании 20th Century Fox, те остались довольны и установили сроки выхода ни экран. В одной из комнат совещания висел уже готовый проект рекламного плаката фильма, Джеймс подошел к нему, взял маркер и приписал - " На этот раз будет война", это и стало ключевой фразой будущей рекламной компании. Джеймсу Кэмерону удалось снять не просто похожий фильм Ридли Скотта, а именно продолжение сюжетной линии, так же он оставил концовку.
Пробного просмотра фильма не было, фильм сразу шел на широком экране. Зрители смотрели в большом напряжении, по окончании просмотра раздались аплодисменты и крики браво. Позже Сигурни Уивер была номинирована на премию Оскар за роль Рипли в фильме.
Фотографии со сьёмочной площадки:
Ailens.rar
http://depositfiles.com/files/zyhqlfszp